Международные стандарты финансовой отчетности

МСФО, или в английском варианте International Financial Reporting Standards, представляют собой комплект документов, в которых подробно прописаны принципы составления финансовой отчетности. В перечень входят как сами стандарты, так и их интерпретации, позволяющие систематизировать информацию об экономическом положении таким образом, чтобы любые внешние заинтересованные пользователи могли принять на ее основе взвешенное решение в отношении данного предприятия.

Большинство европейских акционерных организаций в обязательном порядке составляют отчетность по международным стандартам. В нашей стране также все последние годы проводилась серьезная работа по сближению правил российского бухгалтерского учета и принципов МСФО. Были введены в действие десятки нормативных актов и методических указаний, пересмотрен план счетов, а также положения смежных видов законодательства.

Подготовка документации по МСФО российскими компаниями может осуществляться двумя способами:

  • Путем ведения первичного учета по международным стандартам (параллельно с учетом по российским правилам).
  • Либо через трансформацию уже готовых отчетов, выполненных по национальной системе бухучета, в формат, требуемый МСФО.

Хотя первый вариант позволяет получить более точный и качественный результат, на практике российские предприятия отдают предпочтение второму способу. По сравнению с параллельным учетом, трансформация не требует слишком больших затрат времени, сил и финансов.

Составление отчетности по МСФО на базе консолидированных форм российского бухучета предполагает корректировку статей и перегруппировку данных в соответствии с международными принципами. Такая работа включает, как правило, следующие этапы:

  • Подготовку (если составление отчетов по МСФО планируется впервые):
    • изучение особенностей формата МСФО и их детальное сравнение с национальными правилами ведения бухгалтерского учета;
    • разработка внутренней учетной политики в соответствии с международными стандартами.
  • Процедуру непосредственной трансформации:
    • выявление всех статей и показателей, которые различаются по МСФО и РСБУ и требуют корректировок;
    • сбор данных, которые будут необходимы в ходе трансформации;
    • проведение перегруппировок и перерасчета;
    • составление баланса и других обязательных форм по требованиям МСФО.
  • Дополнительные процедуры (при необходимости):
    • подготовка специальных разделов к отчетности;
    • исправление показателей форм с учетом коэффициента инфляции;
    • дублирование данных в иностранной валюте.

Возврат к списку