План счетов бухгалтерского учета

Данный документ представляет собой структурированную систему бухгалтерских счетов для отражения фактов хозяйственной деятельности предприятий. Все параметры сгруппированы по разделам и имеют цифровое обозначение.

На основании общего плана счетов, установленного законодательством, каждая компания разрабатывает свой, рабочий вариант в зависимости от особенностей бизнеса и внутренней политики. Нумерация основных (синтетических) счетов не подлежит изменениям, а счета второго уровня (субсчета) можно открывать по усмотрению хозяйствующего субъекта.

План счетов позволяет:

  • Обеспечить единую методологию отражения операций.
  • Упорядочить ведение первичной и сводной бухгалтерской документации.
  • Повысить эффективность принятия управленческих решений.
  • Предотвратить ошибки в корреспонденции счетов.
  • Упростить ведение бухгалтерского учета благодаря типизации проводок.
  • Сравнивать и анализировать аналогичные показатели других предприятий.

Структура стандартного плана счетов включает 8 разделов:

  1. Внеоборотные активы. Эти статьи предусмотрены для отражения данных об имеющихся активах и операциях с ними (основные средства, имущественные права и др.).
  2. Производственные запасы. Счета используются для обобщения информации по предметам труда (инструменты для переработки, обработки и иных производственных и хозяйственных целей).
  3. Затраты на производство. На таких счетах собираются данные о расходах, связанных с обычными для конкретного предприятия видами деятельности.
  4. Готовая продукция. Раздел предназначен для систематизации информации о наличии, а также движении готовых товаров.
  5. Денежные средства. Статьи позволяют отражать остатки денежных средств в кассе, на банковских счетах, размещенных в ценных бумагах или в платежных инструментах.
  6. Расчеты. По счетам данного раздела проводится информация о хозяйственных операциях, совершенных на основании договоров с внешними контрагентами или между внутренними обособленными подразделениями.
  7. Капитал. Статьи предусмотрены для отражения данных по движению имущества предприятия и о его текущем состоянии.
  8. Финансовые результаты. Счета позволяют систематизировать все доходы и расходы компании и рассчитать стоимостные показатели деятельности за любой период работы.

Рабочий план счетов должен быть открыт для внесения необходимых дополнений или корректировок в связи с изменением внутренней политики предприятия либо требований федерального и отраслевого законодательства. При разработке документа желательно найти оптимальный баланс между стабильностью его структуры на как можно более длительный промежуток времени и перспективами развития бизнеса.


Возврат к списку